Mamai-malish.ru

Все о беременности, родах и первых лет жизни вашего малыша

Эмоциональное и психомоторное развитие ребенка первого года жизни

Концу первого месяца здоровый младенец, лежа на животике, поднимает и удерживает голову в горизонтальном положении. А если поставить его ножками на стол лицом к себе, поддерживая обеими руками за грудку и слегка наклонив вперед, он должен сделать несколько шагов. Это очень забавно! Не забудьте только поддерживать его голову сзади указательными и средними пальцами обеих рук. Он умеет фиксировать свой взгляд, появляется первая улыбка. Это очень важный показатель состояния нервной системы!

К концу второго месяца грудничок активно отвечает улыбкой на вашу улыбку и речь (говорите с ним чаще, пойти ему песенки). Если поведете перед лицом ребёнка яркой игрушкой то в одну, то в другую сторону, он будет следить за ней. А в два (иногда в три) месяца малыш, сидя на ваших руках, уже сам удерживает голову и сосредоточивает взгляд на взрослых. С этого месяца он активно стремится общаться! Теперь, лежа на животе, держит голову, приподнимая плечевой пояс и опираясь на предплечье. В таком положении он чудо как хорош, не правда ли многие альбомы украшают такие фотографии!

В три месяца дитя гулит, поворачивает голову на звук; самостоятельно (или с вашей небольшой помощью) переворачивается со спины на бок, в право и влево. Если, приблизив лицо к ребёнку, лежащему на спине, ласково с ним заговорить, малыш порадует резвыми, активными движениями ручек, ножек — он как бы смеётся всем тельцем, радуется. В эти минуты мать и ребёнка объединяет волна счастья и взаимопонимания. Такую реакцию здорово малыша медики называют комплексом оживления, характеризуя по ней состояний нервной системы как весьма положительную.

В четыре месяца ребенок громким смехом отвечает на ваши заигрывания, а яркую, звучащую игрушку, подвешенную над кроваткой, может оухватить и подолгу заниматься ею. Попробуйте отойти от кроватки и позвенеть погремушкой, окликнуть его, и малыш обязательно найдет направление источника звука.
В четыре-пять месяцев он отличает чужих от близких , радостно выражая удовольствие от общение с родными . Лежа на животе , приподнимается, опираясь о ладони выпрямленных рук, поле зрения его расширяется, информация об окружающем мире увеличивается.

В пять-шесть месяцев малыш начинает ползать на животе. Это очень важный навык, так как ползание не только укрепляет мышцы, но способствует и умственному развитию: расширяет возможности ознакомления с внешним миром. Стимулируйте это движение. Поманите ребёнка игрушкой, ласковым словом. Он стремится поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, вначале с вашей небольшой помощью, а затем и самостоятельно; берет игрушку, которую ему предлагают. Именно сейчас вы услышите начало лепета. Малыш становится более подвижным, пытается садиться.

В пять-семь месяцев играет с предметами, перекладывая их рук в руки; берет игрушки из положения лежа и сидя, хорошо ползает на животе, начинает ползать на четвереньках. У него появляется еще больший простор для познания мира и новых ощущений. Малыш развивается не только физически, но и умственно, уже произносит отдельные слоги: «ма», «ба», «да». На ваш вопрос (например: «Где ляля?») находит и показывает игрушку. Может стоять при поддержке подмышки, полностью разогнув ноги и опираясь всей стопой.

В семь-восемь месяцев радует разнообразием движений с игрушками, подолгу занимается ими: размахивает, перекладывает, складывает; самостоятельно садится в кроватке. Если вы злоупотребляли с подгузниками, у малыша появляются навыки опрятности (просится на горшок).

 

В девять-десять месяцев с ним можно и нужно обращаться более разнообразно: он охотно повторяет слоги, а иногда и отдельные слова. Больше разговаривайте с малышом, рассказываете обо всём, что делаете, о том, что он видит. В этот же период ребёнок переступает ножками, придерживаясь за неподвижную опору или родительскую руку, вскарабкивается на невысокую поверхность и слезает с неё.

В девять-одиннадцать месяцев может сам вставать и стоять, с поддержкой и даже самостоятельно.

В одиннадцать-двенадцать месяцев понемногу ходит самостоятельно; имеет запас простейших слов. Общение с малышом должно быть еще более разнообразным.

Сроки появления всех этих показателей эмоционального и психомоторного развития здоровых детей первого года жизни несколько условные — они могут появляться немного раньше или позже (в пределах одной-двух недель).

Очень важно уметь выявлять состояние мышечного тонуса — степень напряжения мышц. У здорового доношенного малыша в возрасте до трех месяцев при попытке отвести его ручки в стороны, согнуть и разогнуть их чувствуется небольшое сопротивление; до четырех месяцев это же отмечается при разведении ножек, их сгибании и разгибании. Для такого возраста это физиологическое (нормальное) напряжение мышц. Ребёнок постарше свободно позволяет делать эти и другие движения — вы уже не почувствуете прежнего сопротивления. Нормальный (физиологический) мышечный тонус — важный показатель благополучия: он определяет свойственное формировании у ребенка требуемого уровня психомоторного и физического развития.
Недоношенные дети отстают в развитии от своих сверстников, как правило, пропорциональна массе тела при рождении: тем она была меньше, тем больше отставания. Так, например, если здоровый доношенный ребёнок удерживает голову и сосредоточивает взгляд на взрослом, находясь на руках у матери, в два-три месяца, то у недоношенного малыша этот навык появляется в пять месяцев, если при рождении он весил 1750 г, в четыре — до 2000 г, в три-четыре месяца — до 2500 г.

Если ребенок недоношен, этапы его развития могут быть пройдены несколько позже.
В отличие от размеров и способности, темперамент ребенка мало меняется со временем. Со временем вы узнаете о темпераменте вашего малыша и научитесь ухаживать за ним более эффективное с большей радостью для себя. Одни малыши не доставляет особых хлопот, с другими же, более активными и возбудимыми, придётся проявить больше терпения и гибкости. Не тревожьтесь, если ваш ребёнок проходит определенные вещи развития позже или раньше, у каждого малыша свой темперамент. Однако, если ребёнок постоянно отстает по срокам или же пропускает некоторые этапы развития, следует обратить на это внимание детского врача. Своевременное лечение может улучшить развитие и значительно сократить отставание.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

| Оставляя комментарий на сайте или используя форму обратной связи, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных. Frontier Theme